Колизей

Практически «священным» долгом каждого иностранца, оказавшегося в Риме, является посещение фирменного знака древней Империи — грандиозной цирковой арены под названием Колизей. Вглядываясь в огромные и безжизненные глазницы амфитеатра, сегодня трудно поверить, что Вечный город помнит себя и без самой известной в мире развалины. Да и сама идея строительства вряд ли бы родилась в императорских умах, кабы не желание вычеркнуть из римской истории главу под названием «Нерон»…

Задаваясь вопросом: «Где находится Колизей?», в первое мгновение на ум приходит самый банальный ответ – конечно же, в Риме! Вот только столь величественное и древнее строение заслуживает гораздо большего внимания к себе со стороны современников. Ведь в ложбине между Палатинским, Целиевским и Эквиллинским холмами находится самый огромный из всех известных древнеримских амфитеатров, во многом, благодаря своим размерам, названный Il Colosseo.

Колизей. Страницы истории

После побед в Иудеи император Веспасиан, вообразив себя непогрешимым и непобедимым правителем, вознамерился уничтожить все следы своего предшественника на императорском престоле Нерона. На месте пруда с лебедями, ранее принадлежавшего Золотому Дому Флавиев, был отстроен грандиозных размеров амфитеатр. Самый огромный цирк Римской Империи принимал одновременно 70 000 зрителей. Его возведением занималось императорское семейство Флавиев на протяжении 8 лет (с 72 по 80 гг.), и завершал процесс сын Веспасиана Тит.

Колизей. МодельИгры в честь открытия растянулись на целых 100 дней, за которые 5 000 зверей и 2 000 гладиаторов были зарезаны либо растерзаны на арене. Изначально Колизей носил гордое имя Амфитеатр Флавиев, а известное ныне название закрепилось только в VIII веке. Кстати, доказательств того, что именно своим колоссальным размерам арена обязана названием нет. Вполне вероятно, что  35-метровый памятник Нерона себе любимому в образе бога Солнца имеет непосредственное отношение к привычному для сегодняшнего туриста названию. Как оказалось, стереть память людей о поэте и, вполне вероятно, поджигателе императорских кровей не так просто…

Минимализм, выполненных в трёх ордерах, трёх ярусов строгого овала Колизея с арками идеальной формы – результат разрушительного действия течения времени. Но были у амфитеатра и времена величия. Так, каждая арка арены сопровождалась статуей, а огромный проём между стенами затягивался холстом. Для управления сложнейшим механизмом специально нанималась отдельная команда моряков, и уже никакой дождь или солнце не мешали развлечениям. Игры в Амфитеатре Флавиев начинались с раннего утра парадом гладиаторов. Из первого ряда на происходящее взирало императорское семейство, далее размещались сенаторы, консулы, весталки и жрецы. Немного поодаль сидели представители римской аристократии, потом – среднего класса. Затем на смену мраморным скамейкам приходили деревянные лавочки крытых галерей. Самая верхняя из них предназначалась для женщин и плебеев, а на самом верху сидели рабы и… иностранцы.

КолизейПервым номером циркового представления выступали клоуны и калеки. Они тоже состязались, правда, без крови. Иногда на арене Колизея происходили соревнования женщин в стрельбе из лука. И только после них появлялись животные, катапультируемые из подвалов для большего эффекта, и гладиаторы. Невероятно жестокие бои приводили многочисленную публику в экстаз. Как ни странно, христиан в Колизее никогда не мучили. И это притом, что запрет смертельных боёв произошёл только через 100 лет после принятия христианства, а игры с дикими животными проводили вплоть до VI века.

Минималистической строгостью Колизей нынешний (особенно в сравнении с былым величием) обязан землетрясениям, пожарам, варварским набегам и «законным грабежам». Так, время правления императора Макрина запомнилось римлянам как период, когда горел Амфитеатр Флавиев. Хотя строение и было восстановлено по приказу Александра Севера. Празднование тысячелетнего юбилея столицы Италии в 248 году по приказу императора Филиппа проводилось ещё на арене. А уже в 405 году игры были запрещены в связи с их несоответствием духу христианства.

Начало периода упадка и запустения Колизея совпало с варварскими нападениями на Вечный город. В XI- XII веках амфитеатр выступал в роли крепости для разных аристократических семейств, в частности Аннибальди и Франджипани, борющихся за власть над «умами» рядовых римлян. Справедливости ради нужно сказать, что по требованию императора Генриха VII Аннибальди освободили строение, после чего Колизей был передан во власть народа и сената. Вплоть до 1132 года римские аристократы устраивали на арене ожесточённые бычьи бои, а потом началась разруха… Добрая половина римских (и не только) памятников архитектуры построена из обломков Колизея. На него смотрели как на неиссякаемый источник строительных материалов, забирая не только то, что само отвалилось, а и, выламывая целые глыбы, из стен. Так, Павел II строил из этих камней венецианский дворец, кардинал Риарио – дворец канцелярии, а Павел III – палаццо Фарнезе. Несмотря на обезображенный внешний вид, большая часть Амфитеатра Флавиев уцелела. Дабы некогда грандиозный Амфитеатр Флавие в Риме не стоял без дела, многие римские папы пытались найти ему применение. Например, Сикст V возжелал оборудовать здесь суконную фабрику, а Климент IX даже создал здесь завод для изготовления селитры.

Только при папе Бенедикте XIV в средине XVIII века отношение к памятнику древнеримской архитектуры изменилось к лучшему. Величественный и древний Колизей, как место гибели многих мучеников, был посвящён Страстям Христовым. Бенедикт XIV приказал установить на арене крест огромных размеров, а вокруг – целый ряд алтарей. Правда, уже в 1874 году крест и алтари были удалены с арены, но папы Лев XII и Пий VII продолжали заботиться о памятнике древнего зодчества. При них были укреплены рушащиеся стены и отремонтированы лестницы.

Нынешнее итальянское правительство ещё внимательнее относится к Колизею: по его приказу под руководством историков и археологов многие обломки стен были вставлены на место. А на самой арене после раскопок обнаружились те самые подвальные помещения, из которых катапультировались животные и появлялись гладиаторы. Несмотря на отсутствие внешней и внутренней отделки, состояние амфитеатра позволяет представить его бывшее величие. Кроме того, дабы памятник не разрушался дождями и тряской городского транспорта, его стены обработали водонепроницаемым составом, а деревянный пол восстановили.

Архитектура древнего Колизея

Амфитеатры в Риме строили и до появления самого большого из них, а поэтому архитектура Колизея мало чем отличается от архитектуры предшественников. В основе его плана лежит эллипс, средняя часть которого занята такой же овальной ареной. Далее концентрическими кольцами «раскручивались» зрительские места. От подобных себе строений Амфитеатр Флавиев отличался размерами: длина внешнего эллипса достигала 524 метров, длина и ширина арены – 85,75 и 53,62 метра, а высота стен – 48 – 50 метров. Стены из блоков из камня и травертинового мрамора были возведены на фундаменте толщиной 13 метров. Стальные связи общим весом в 300 тонн соединяли блоки друг с другом, а изнутри при отделочных работах использовались туф и кирпич. Для обустройства арочных проёмов применялись ордерные суперпозиции и ордерные аркады, бывшие традиционными для римской архитектуры древности.

Колизей - вид с юго-восточной стороны
Стоит отметить, что архитектурное решение Колизея, именуемое vomitoria, и в наше время используется при строительстве стадионов: 80 входов, расположенных по всему периметру, позволяли зрителям занимать свои места за 15 минут и покидать арену всего за 5 минут. Каменные скамьи зрительских мест поднимались над ареной одна над другой. Самый первый ряд подий, предназначенный для императорского семейства, отделялся парапетом от арены, чтобы животные не напали на зрителей.

Для защиты от ливня и палящего солнца на крыше Колизея находились матросы флота императора, в задание которых входила натяжка огромного тента над ареной. По верхнему краю стены стояли мачты, к которым крепился тент. Многие места внешнего карниза и сегодня сохранили следы отверстий для мачт. Ну а зрительские места снизу подпирались сводами с коридорами, камерами и лестничными пролётами.

Даже, утратив две трети своей массы, Колизей продолжает оставаться громаднейшей достопримечательностью итальянской столицы и самой Италии. Многие века этот огромный цирк остаётся самым известным символом Рима всех времён и народов, а с 2007 года его даже включили в перечень Новых 7 чудес света. Да и стоит ли удивляться? Ведь даже современные паломники, прибывающие в город на семи холмах, как и пилигримы VII века, продолжают с завидным упорством утверждать: «Пока стоит Колизей – будет стоять и Рим, исчезнет Колизей – исчезнет сам Рим и весь мир вместе с ним»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

85 / 0,710 / 42.35mb-ua