Монументальное кладбище Кампо-Санто

Сенаторы, видные жители Пизы и профессора университета обрели свой последний приют в стенах одной из самых известных достопримечательностей города на кладбище Кампо-Санто.

Кладбище Кампо-Санто

Четвёртой и завершающей частью ансамбля Пьяцца дей Мираколи стало монументальное кладбище Кампо-Санто (Старое кладбище), расположившееся в северной части площади. Захоронения на Святом поле (так переводится с итальянского языка название кладбища) проводились уже в эпоху раннего Средневековья. Ответ на вопрос, почему кладбище Пизы именуется святым, можно найти в хрониках XIV столетия. В них зафиксировано, что где-то в 1200 – 1203 годах городской архиепископ Убальдо Ланфранчи во время четвёртого Крестового похода привёз с Голгофы капсулу со священной землёй. Кампо-Санто было построено вокруг зарытой в земле капсулы, а местная легенда гласит: тела, покоящиеся в этом месте, превращаются в скелеты всего за сутки.

Страницы истории

Проект монументального кладбища принадлежит архитектору Джованни ди Симоне. Под его же чутким руководством стартовало в 1278 году строительство клуатра (галереи, обрамляющей прямоугольный двор). В 1284 году флот Пизы потерпел сокрушительное поражение от генуэзцев в битве при Мелории, архитектор умер, работы затянулись, и возведение шедевра архитектуры было завершено лишь в 1464 году.

Кладбище Кампо-Санто. Внутренний двор

Первоначальный замысел ди Симоне не предусматривал захоронений по месту застройки. Предполагалось, что на Святом поле будет построена церковь Пресвятой Троицы. Но архитекторский проект был изменён уже в процессе работы. Историки считают, что восточная часть Кампо-Санто построена именно по модифицированному проекту.

Большие внутренние стены здания словно намеренно создавались под роспись. Начиная с 1330 – 1335 годов на протяжении нескольких десятков лет на них писался первый цикл фресок. Несколько позже (уже в XV веке) Беноццо Гоццоли пополнил стены галереи картинами на ветхозаветные сюжеты. К сожалению, далеко не все шедевры средневековых мастеров сохранились в наши дни. 27 июля 1944 года союзные войска англичан и американцев сбросили на Пизу зажигательные бомбы, спровоцировавшие сильнейший пожар и частично уничтожившие фрески Кампо-Санто. Уже в 1948 году уцелевшие на стенах картины были перенесены на листы асбестового шифера. Во время операции по спасению фресок были обнаружены синопии (подготовительные рисунки на стенах). Эти синопии тоже были сняты и перемещены в расположившийся рядом с Пизанским собором Музей синопий.

Некогда кладбище Кампо-Санто окружала большая коллекция римских саркофагов. Они располагались вокруг собора, а в некоторых местах примыкали к нему. Но после Второй мировой войны сохранились только 84 саркофага. В XIV веке для декорирования монументального кладбища в Пизу были привезены древнеримские скульптуры. Совместно с саркофагами эти работы римских мастеров сформировали одну из лучших неоклассических коллекций Европы, вдохновлявшую многих художников Средневековья и эпохи Возрождения.

Монументальное кладбище Кампо-Санто для туристов

Кладбище Кампо-Санто. Вид на внутренний двор

В основе Кампо-Санто – длинный прямоугольный двор. Один из лучших образцов готики в архитектуре образован внешней стеной, состоящей из 43 глухих арок и двух дверных проёмов. Главная дверь выходит на площадь, её украшает окруженная четырьмя святыми Богородица с младенцем.

Большинство могил располагаются под арками клуатра, и только несколько захоронений находятся прямо на газоне внутреннего двора, сформированного полукруглыми арками. Вплоть до 1779 года на Кампо-Санто хоронили аристократов и выдающихся жителей Пизы.

Скульптуры Кампо-Санто

Сразу три часовни находятся на территории монументального кладбища. Часовня Амманнати 1360 года является среди них старейшей. Её назвали в честь выдающегося преподавателя пизанского университета Лиго Амманнати. Часовня Аула известна благодаря алтарю Джованни делла Роббья (1518 года) и лампе, покачивания которой помогли Галилею сформулировать свою теорию маятника. Третья же часовня с куполом в честь святого Иеронима была возведена в Кампо-Санто по приказу архиепископа Дал Поццо в 1594 году.

Скульптуры Кампо-Санто

Представляют интерес и средневековые фрески Кампо-Санто, датирующиеся XIV – XV веками. Над росписью стен пизанского кладбища трудились мастера разных поколений и происхождения: Антонио Венециано из Венеции, Беноццо Гоццоли, Буонамико Буффальмакко, Таддео Гадди, Андреа Бонайути и Стефано Фьорентино из Флоренции, Спинелло Арентино из Ареццо, Пьетро ди Пуччо из Орвьето и Франческо Траини из Пизы. Северную часть галереи украшают работы Беноццо Гоццоли 1467–1485 годов на сюжеты из Ветхого Завета, а южную – Пьетро ди Пуччо. Но самым известным является цикл Буонамико Буффальмакко, названный «Триумфом смерти». Поговаривают, будто именно эти картины вдохновили венгерского композитора Ференца Листа, и он создал свою знаменитую «Пляску смерти».

Кампо-Санто возле пизанского Собора

Монументальное кладбище Кампо-Санто расположено по адресу Piazza del Duomo, 23, Pisa. В летние месяцы вход возможен в 8.00 до 22.00, в зимние – с 10.00 до 17.00, осенью и весной – с 9.00 до 18.00. Цена билета – 5 евро. 1 и 2 ноября вход свободный. Учитывая любовь итальянцев к реставрационным работам, перед посещением Кампо-Санто имеет смысл связаться с его администрацией и уточнить графики.

tel. +39 050 83 50 11/12
fax +39 050 56 05 05
e-mail info(at)opapisa.it

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

85 / 0,613 / 42.28mb-ua